Инклюзивное образование в вопросах и ответах
Вопрос: Существуют ли льготы при поступлении лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья в профессиональную образовательную организацию?
Ответ: Согласно ст. 55, 68 Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (ред. от 03.08.2018 г.), прием лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на общих основаниях в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». В случае если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных средств, то образовательной организацией при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.
Вопрос: Какими нормативными актами устанавливается порядок профессионального обучения лиц с различными формами умственной отсталости?
Ответ: Согласно частям 2, 3 и 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», каждому гарантируется вне зависимости от каких-либо обстоятельств получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально- экономических условий для его получения.
В соответствии с частью 13 статьи 60 вышеназванного закона и приказом Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам» лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости) выдается свидетельство об обучении.
Указанное свидетельство не является документом об образовании, поскольку данная категория обучающихся не усваивает в процессе получения образования уровень общего образования, установленный федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования, и не проходит государственной итоговой аттестации. В то же время названное свидетельство дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292.
В соответствии с пунктами 8, 9, 10 статьи 79 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ОВЗ осуществляются профессиональными образовательными организациями на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. В таких организациях должны быть созданы специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Иной траекторией постшкольного образования для умственно отсталых выпускников может быть продолжение обучения в общеобразовательной организации в классе (группе) с углубленным изучением отдельных учебных предметов трудового профиля в соответствии с пунктом 30 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
В соответствии с частью 6 статьи 68 Закона об образовании обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно. В связи с изложенным, лица с умственной отсталостью могут получить аттестат об основном общем образовании и профессиональное образование.
Вопрос: Существуют ли особенности проведения вступительных испытаний для абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья?
Ответ: На основании Приказа Министерства образования и науки РФ N 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» от 23.01.2014 г., предусмотрены следующие особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья:
1. Граждане с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в образовательные организации сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких поступающих.
2. При проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований:
- вступительные испытания проводятся для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания;
- присутствие ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);
- поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;
- поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами;
- материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна
располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Необходимо организовать работу с каждым абитуриентом индивидуально. Предвосхищать деятельность по созданию условий должна беседа психолога как с самим абитуриентом, так и с его родителями (близкими, которые его хорошо знают). В процессе беседы задача психолога определить индивидуальные личностные особенности абитуриента, которые могут оказать негативное влияние на результат экзамена, и определить условия, которые снизят эти риски. А также выяснить необходимые условия для комфортного пребывания на экзамене.
Вступительные испытания могут проходить вместе с другими абитуриентами. В таком случае организуется беспрепятственный доступ в аудиторию и туалетную комнату. Всем абитуриентам предоставляется печатная инструкция и разрешается использование технических средств.
Подросткам с нарушениями зрения предоставляются адаптированные инструкции и задания, напечатанные рельефно-точечным шрифтом Брайля. В аудитории регулируется освещение, студентам разрешается использовать увеличительные устройства.
Абитуриенты с нарушениями слуха на вступительных испытаниях используют звукоусиливающую аппаратуру коллективного или индивидуального пользования.
Для лиц с нарушениями речи и слуха вступительные испытания по желанию абитуриента могут проводиться в письменной форме.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата задания вступительных испытаний зачитывает ассистент или они выводятся на устройствах со специальным программным обеспечением. Также вступительные испытания могут проводиться в устной форме.
Вопрос: Какие возможности для получения профессионального образования есть у лиц, не имеющих основного общего образования?
Ответ: Лица, не имеющие основного общего образования, могут быть зачислены в профессиональную образовательную организацию на профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки. В дальнейшем лица данной категории могут пройти профессиональное обучение по программам переподготовки рабочих и служащих и (или) по программам повышения квалификации рабочих и служащих.
Вопрос: Можно принять на обучение по адаптированным образовательным программам СПО лицо с задержкой психического развития?
Ответ: В соответствии с ч.2. ст. 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к освоению образовательных программ СПО допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим ФЗ. Упомянутое в данной норме «иное» касается лишь реализации интегрированных образовательных программ и к рассматриваемому вопросу не имеет отношения. Каких-либо требований к состоянию психического здоровья и развития поступающих на обучение по образовательным программам СПО действующее законодательство не содержит.
Таким образом, даже если поступающий имеет задержку психического развития, но при этом имеет основное общее образование, то отказать ему в приеме на этом основании будет незаконным и может повлечь за собой административную ответственность по ч. 1 ст.
5.57 КоАП РФ: незаконный отказ в приеме в образовательную организацию.
Вместе с тем, следует обратить внимание, что в отличие от ранее действующего законодательства лица с умственной отсталостью, обучавшиеся по соответствующим адаптированным образовательным программам, не могут быть приняты на обучение по образовательным программам СПО в связи с отсутствием у них основного общего образования.
В соответствии с ч.6. ст.60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наличие основного общего образования или среднего общего образования подтверждается исключительно соответствующим аттестатом. Выдаваемое лицам с умственной отсталостью свидетельство об обучении наличие основного общего образования не подтверждает.
Вопрос: Каким образом абитуриент, имеющий инвалидность или ограниченные возможности здоровья должен заявить о своих особых образовательных потребностях?
Ответ: Процедура заявления об особых образовательных потребностях абитуриента не прописана в Порядке приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 января 2014 г. № 36). Рекомендуется включать в заявление абитуриента информацию о наличии инвалидности или ограниченных возможностей здоровья, а также необходимых условиях обучения.
Вопрос: Какие документы (кроме установленных) абитуриент с ограниченными возможностями здоровья должен предоставить при поступлении в профессиональную образовательную организацию?
Ответ: Для определения направления деятельности и (или) профессии, специальности, по которым нет ограничений и противопоказаний для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья профессии (специальности), условий профессионального образования или обучения необходимо предоставить в
профессиональную образовательную организацию медицинское заключение о состоянии здоровья абитуриента.
Если абитуриент имеет статус «инвалид детства», «ребенок инвалид» или «инвалид», то на основании Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года N 181- ФЗ может быть оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида, которая предоставляется в профессиональную образовательную организацию.
Также абитуриент предоставляет в профессиональную образовательную организацию рекомендации Психолого-медико-педагогической комиссии (Положение о психолого- медико-педагогической комиссии Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082).(Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 55; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года N 181- ФЗ; Положение о психолого-медико-педагогической комиссии Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082).
Вопрос: Возможен ли прием инвалидов и лиц с ОВЗ на обучение по профессиональным образовательным программам, предъявляющим требования к состоянию здоровья обучающихся?
Ответ: Да, прием возможен. Однако пройти практику они не смогут. Рекомендуется при поступлении лиц с медицинскими противопоказаниями к соответствующим условиям и видам труда уведомить их в письменном виде под подпись о возможных последствиях (невозможность прохождения практики и завершения обучения).
Вопрос: Как организовано обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях?
Ответ: Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. По медицинскому заключению и рекомендациям индивидуальной программы реабилитации инвалида или психолого-медико-педагогической комиссии обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано с использованием дистанционных образовательных технологий. (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 79; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 2; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 464)
Вопрос: Предусмотрено ли обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями в период обучения?
Ответ: При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков. (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 79).
Вопрос: Может ли слабослышащий обучающийся пользоваться бесплатно услугами сурдопереводчика?
Ответ: Согласно статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, которым необходим перевод устной речи посредством жестовой речи во время образовательного процесса, услугами сурдопереводчиков.
Услуги сурдопереводчиков предоставляются во время образовательного процесса бесплатно инвалидам с нарушениями функции слуха.
Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Порядок предоставления услуг сурдопереводчика, как правило, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или уполномоченного федерального органа исполнительной власти в зависимости от уровня бюджета, из которого осуществляется финансирование расходов на оказание услуги.
Таким образом, услуги сурдопереводчика предоставляются слабослышащим обучающимся за счет средств регионального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение данной меры социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
Вопрос: Какие формы обучения используются при дистанционном профессиональном образовании лиц с инвалидностью?
Ответ: Дистанционное обучение инвалидов может быть реализовано различными формами:
- очные занятия с применением дистанционных технологий (использование электронного контента для организации образовательного процесса и
контрольных мероприятий);
- индивидуальные дистанционные занятия взаимодействия (в том числе, on-line занятия), групповые дистанционные занятия (включая, проектную работу, вебинары);
- занятия с дистанционным включением обучающихся с инвалидностью в деятельность группы (с применением телекоммуникационных технологий или программы Skype);
- самостоятельные занятия с тьюторским сопровождением (на основе размещенного на сайте Центра дистанционного образования лиц с инвалидностью электронного образовательного контента, на основе которого может осуществляться удаленное взаимодействие).
Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.
Вопрос: В чем заключается материально-техническое обеспечение образовательного процесса при обучении лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья?
Ответ: На основании «Методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ВУЗах», N АК-44/05вн от 08.04.2014 г., материально- техническое обеспечение образовательного процесса при обучении лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья включает в себя:
1. Наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах
для студентов с нарушениями слуха. Для слабослышащих студентов использование сурдотехнических средств является средством оптимизации учебного процесса, средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции. Технологии беспроводной передачи звука (FM-системы) являются эффективным средством для улучшения разборчивости речи в условиях профессионального обучения. Учебная аудитория, в которой обучаются студенты с нарушением слуха, должна быть оборудована радиоклассом, компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, документ- камерой, мультимедийной системой. Особую роль в обучении слабослышащих также играют видеоматериалы.
2. Наличие брайлевской компьютерной техники, электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации, программ- синтезаторов речи и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями зрения. Компьютерные тифлотехнологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации в доступные для незрячих и слабовидящих студентов формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный или укрупненный текст), и позволяют им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения. Тифлотехнические средства, используемые в учебном процессе студентов с нарушениями зрения, условно делятся на две группы: средства для усиления остаточного зрения и средства преобразования визуальной информации в аудио и тактильные сигналы. Для слабовидящих студентов в лекционных и учебных аудиториях необходимо предусмотреть возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране) при помощи видеоувеличителей для удаленного просмотра.
3. Наличие компьютерной техники, адаптированной для инвалидов со специальным программным обеспечением, альтернативных устройств ввода информации и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо использование альтернативных устройств ввода информации. Рекомендуется использовать специальные возможности операционной системы Windows, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши.