"Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум"

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Авторизация

Арт-технологии на уроках русского языка и литературы

1Нетрадиционное обучение: обобщение опыта по использованию арт-технологии на уроках русского языка и литературы

6 ноября прошел открытый урок литературы в группе ПК-17-Н «Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике» преподавателя высшей квалификационной категории, победителя заочного этапа краевого конкурса педагогического мастерства «Преподаватель – 2018» Иштугановой Алены Олеговны.

5Алена Олеговна – мастер нетрадиционного обучения. Арт-технология - инновационная педагогическая технология, которая еще не приобрела в России широкого признания и распространения. Однако опыт Алены Олеговны по применению арт-технологии в учебном процессе сейчас открывает ее преимущества в работе со студентами. Творческая деятельность, на которой базируется арт-технология, обеспечивает повышение интереса обучающихся к учебе, обеспечивает ее успешность, пробуждает стремление понять себя и окружающих, помогает ребятам осознать собственные эмоциональные состояния.

3Уникальность арт-технологии заключается в том, что в ее основе лежат достижения и искусства, и науки. Она образовалась на стыке таких наук как медицина, педагогика, культурология, социология и многих других. Таким образом, арт-технология – это система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач, с использованием различных видов искусства.

41 Арт-технология предполагает различные формы работы с обучающимися. Алена Олеговна провела урок в форме судебного заседания – импровизированного учебного занятия, имеющего нестандартную по замыслу, организации и методике проведения структуру. В данном уроке реализуется один из видов арт-технологии – театрализовано-игровой. В формировании мотивации особо значимым является пробуждение интереса к изучению материала.

2Представленный урок содействует формированию общих компетенций: осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, работать в команде, эффективно взаимодействовать при участии в составлении сценария урока, осуществлять устную коммуникацию.

2 Для стимулирования мыслительной деятельности на организационно-мотивационном этапе урока педагог использовал объяснительно-иллюстративный метод посредством демонстрации медиапрезентации, включающей иллюстрации, аудио- и видеоматериалы. Для формирования навыков социального общения в ходе ролевой игры «Суд над невежеством и нежеланием читать роман «Обломов»» применялся проблемно-коммуникативный метод. Целесообразно использование проблемно-поискового метода для развития поискового навыка, формирования дискурсивного мышления.

3 Цель урока успешно решена. По итогу прений сторон, присяжные заседатели через объективную оценку художественного произведения с опорой на критические статьи самостоятельно вынесли вердикт, ответив на вопросы: «Нужно ли изучать роман «Обломов»? Почему?»

4 В различных видах деятельности ребята продемонстрировали владение основными умениями и навыками: работать с текстом, строить высказывания типа рассуждения, слушать, конспектировать, делать выводы. Для каждого студента Алена Олеговна создавала ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.Стиль, тон отношений, создавали атмосферу сотрудничества, психологического комфорта.

От лица коллег: «Алена Олеговна, большое спасибо за урок!»

Григорьева И.А., заместитель директора по НМР

Рефлексия или как я провела открытый урок

Ролевая игра в форме судебного процесса как разновидность имитационной игры позволяет вовлечь студентов в ситуацию, приближенную к жизненной и требующую от каждого серьёзного нравственного анализа и самооценки.

Обучающиеся заранее получили индивидуальные задания: подготовить информацию, собрать необходимые факты, изучить содержание критических работ. Выбрав роль в общей структуре судебного заседания, ребята подошли к ней со всей ответственностью: обвинительную речь прокурора подготовил Перелыгин Максим, с защитной речью адвоката в пользу ответчика выступила Сухова Анна, вел судебное заседание судья – Кавзин Владислав. Конечно, на суд были вызваны свидетели защиты и обвинения. Разработали и выступили с показаниями свидетелей Ткаченко Евгений, Филиппов Кирилл и Зюхт Евгений. Ребята изучили содержание критических работ Н.И. Добролюбова, Д.И. Писарева и И.Ф. Анненского и достойно ответили на вопросы судебных заседателей. Особая роль была отведена Сомовой Марии: она подробно рассказала о той арии, которую исполнила в романе Ольга Ильинская.

Коллегия присяжных заседателей (все остальные студенты) группы вынесла вердикт по делу. Ребята доказали, что не только нужно изучать роман, но и важно понимать содержание критических работ.

Особую роль в работе присяжных сыграла Дудина Татьяна. Она организовали голосование, сформулировала ответы на вопросы судьи, вела дискуссию.

Активность студентов доказала, что текст был понят и прочитан. Необходимая наглядность, необычная обстановка и активный метод обучения дали возможность решить поставленную проблему урока: выявить значение литературной критики.

Педагогическая ценность этого урока заключается в том, что содержание урока дает возможность реализовать культурологический подход к изучению литературы, позволяет пробудить высокие нравственные качества души, заставляет думать, рассуждать, делать правильные выводы, грамотно выражать свое мнение.

На уроке была создана деловая обстановка, где каждый на себе испытал серьёзность слушаемого дела, где каждый понимал, что именно от него зависит, какое решение вынесет суд.

Иштуганова А.О., преподаватель