Установочный семинар
Определились с векторами развития техникума!
Программа развития техникума на 2017-2020 годы теперь имеет тему: «Реализация модели опережающего профессионального образования в техникуме»
Вызовы, которые стоят перед экономикой, это и вызовы образованию. В ближайшие годы у нас в регионе появятся 100 тысяч рабочих мест. 70 % из них – люди рабочей профессии. Растет спрос на высококвалифицированные кадры и скорость изменения запросов – огромная.
Генеральный директор по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке Валентин Тимаков
Скучное слово «семинар»…
Но вряд ли согласятся с этим тезисом педагоги техникума, которые 2 ноября приняли участие в установочном семинаре, организованном методической службой техникума по вопросам участия педагогического коллектива в конкурсном отборе проектов для программы развития техникума на 2017-2020 годы.
Познания из этимологии позволят воссоздать картину обстановки на этом мероприятии. Теплая и дружеская атмосфера, царившая на семинаре, раскрывает значение этого слова: латинский термин seminarium переводится как «теплица», «рассадник».
Рассадник идей и позиций, обмен мнениями и продуктивное обсуждение темы - это тот заданный на семинаре ритм, который в дальнейшем сослужит хорошую службу работе по созданию программы развития техникума.
Высказанная идея заместителем директора по НМР Григорьевой И.А. о создании в техникуме модели опережающего профессионального образования была с легкостью подхвачена администрацией и педагогами.
По мнению участников обсуждения, действующая в техникуме образовательная система не всегда отвечает современным запросам, как работодателей, так и самих обучающихся. Проведенный методистом Хромовой А.В. SWOT-анализ выявил слабые и сильные стороны техникума. И главное, на что следует ориентироваться, удовлетворение и тех и других.
В своем выступлении Ирина Александровна отметила острую необходимость развития в подрастающем поколении способности к самообразованию. Навык самообучения – это единственный ответ на ту динамику, которую мы наблюдаем в современном мире. Цифровые технологии и экономика развиваются быстро и нередки ситуации, когда человек выучился чему-то, а во взрослой жизни знания уже устарели.
Ориентация «Опережающее профессиональное образование» определяет векторы развития техникума.
На семинаре обсуждались не только цели и задачи образовательной системы техникума, но и механизмы, которые позволят повысить эффективность управления его развитием.
Почему назрела необходимость обсудить настройку системы управления техникумом?
Успешный техникум должен своевременно и адекватно реагировать на внешнее переустройство. От адекватности и своевременности этих реакций во многом зависит авторитет образовательного учреждения и его будущее.
Для того чтобы отклики на вызовы внешней среды не были хаотичными и спонтанными, необходимо серьезно анализировать тенденции, пытаться их предугадать и, конечно же, учитывать при планировании деятельности техникума.
Отсутствие реакции образовательного учреждения на изменение внешней среды свидетельствует о наступлении крайне нежелательного для техникума состояния – стагнации. Как правило, учреждение перестает реагировать на запросы рынка, обучающихся. Это первый шаг к резкому снижению его авторитета среди местного сообщества.
Осуществить целенаправленные и планомерные сдвиги в образовательном учреждении призвана программа его развития, которая является проектом преобразований. То есть это тот инструмент, с помощью которого техникум строит свое будущее.
Это требует смены профессиональных установок, а затем и профессиональных инструментов всего педагогического корпуса.
И воспитателю детского сада, и школьному учителю, и педагогу техникума, и профессору университета одинаково трудно отказываться от наработанного годами опыта и выращивать в себе новые профессиональные компетенции.
Наиболее полезным для решения нестандартных задач, концентрации ресурсов и достижения результатов в жесткие сроки является управление проектами как инструмент развития.
По своей сути технология проектирования в техникуме – это механизм планирования и осуществления изменения реальности, при котором следует не только продумать образ будущего, но и разработать систему реализации своих идей, определить этапы, механизмы реализации, индикаторы оценки.
Конкурсный отбор проектов позволит привлечь руководящих и педагогических работников, специалистов техникума к участию в развитии техникума: разработке и реализации проектов, направленных на повышение качества профессионального образования, совершенствование системы управления, повышения конкурентоспособности техникума на региональном рынке образовательных услуг.
Методист Горланова Н.А. в доступной форме рассказала, с чего начать разработку проекта. По заверению Натальи Анатольевны, всегда вначале создаётся логический каркас проекта, который призван структурировать весь будущий проект. В этот каркас включаются: проблема (актуальность проекта), цели проекта, задачи проекта, стратегия и методы проекта.
Специалист по проектным технологиям очень рассчитывает, что теперь педагоги будут писать свои социальные проекты без запинок, благо теперь они знают, с чего начинать писать проект.
Выводы Григорьевой Ирины Александровны были убедительны и обоснованы: «Внедрение проектных технологий в управлении развитием техникума решает систему взаимосвязанных задач: формирование инновационной среды техникума, появление новых творческих коллективов, повышение уровня адаптации организационных структур техникума к внешним вызовам времени, стимулирование и расширение видов деятельности и оказываемых услуг, появление в техникуме новых служб, стимулирование труда, повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности техникума на рынке образовательных услуг.
Такой проектный подход обеспечивает, не только разработку стратегии развития всего техникума, но и управление инновационными и инвестиционными процессами, стратегией реализации инновационного проектов, коммерциализацию результатов инновационного проекта, учет психологических аспектов реализации инновационных проектов, нередко оказывающиеся решающими в мотивации педагогических работников.
Таким образом, внедрение проектных технологий в образовательную практику техникума обеспечивает формирование системы инновационно-проектного менеджмента, которая является основой для новой, соответствующей реалиям времени технологии управления развитием техникума».
Григорьева И.А., заместитель директора по НМР
Смотреть: С чего начать писать проект