"Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум"

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Авторизация

Я - потребитель! Имею право!

c400335fb2f483d423ba9e7318f8c85aЯ - потребитель! Имею право!

Ежедневно мы совершаем покупки или обращаемся за выполнением каких-либо услуг или работ, а может, мы только намереваемся что-нибудь приобрести. Это значит, что изо дня в день мы являемся потребителями. Потребитель – это гражданин, купивший или имеющий намерение заказать, приобрести товары, услуги для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.

С изготовителями, исполнителями, продавцами мы как потребители сталкиваемся в своей повседневной жизни. И, обладая суверенитетом, то есть независимостью в выборе товаров, услуг, мы часто сталкиваемся с давлением на нас продавцов, изготовителей. Всеми правдами и неправдами (тщательно изучая потребности потребителя, скрывая и искажая информацию, обманывая потребителя) продавцы стараются заманить его в свои «сети».  Таков рынок!

Действительно, выбирать и покупать товары, пользоваться услугами исполнителей не так просто, как кажется. Специалисты считают, что покупка должна быть осознанной и продуманной (надо сравнить цены на аналогичный товар в разных магазинах, проверить его качество, получить полный объем информации о нем).

В российской Федерации сложилась целая система законодательства по защите прав потребителей. Принято выделять следующие основные права потребителей:

1) право на выбор - суверенитет потребителя, то есть свободный выбор

потребителями видов и количества товаров и услуг;

2) право на безопасность - товар или услуга при соблюдении правил использования не должны причинять вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя и окружающей среде;

3) право на информацию - потребителю должна быть предоставлена полная и достоверная информация о товаре (услуге) и изготовителе (продавце); потребитель должен быть информирован о правилах использования товара или услуги;

4) право на качество:

срок службы - это период времени, в течение которого изготовитель обязан обеспечить потребителю возможность использования товара; установление срока службы - это право, а  не обязанность изготовителя; если срок службы не установлен, то считается 10 лет;

срок годности - период времени, по истечении которого товар (услуга) считается непригодным для использования (исчисляется со дня изготовления);

гарантийный срок - это время, в течение которого изготовитель (или продавец) отвечает за недостатки товара (исчисляется со дня продажи или установки); если гарантийный срок не установлен, то считается 2 года;

товар ненадлежащего качества - несоответствие товара требованиям, наличие недостатков;

товар надлежащего качества - товар соответствует требованиям;

5) право на возмещение ущерба:

материальный ущерб - денежные затраты потребителя;

моральный вред - переживания, которые испытывал потребитель из-за

нарушения его прав.

Но эти права нужно уметь защищать.

Существует три основных пути защиты. 

Первый путь - гражданин может защитить свои права сам: иметь документ, подтверждающий заключение договора купли-продажи товара или услуги (кассовый чек, расписка, квитанция товара или услуги, подтверждающий заключение договора купли-продажи, указать факт отказа, предъявить претензии магазину).

Если права потребителя были нарушены в момент оформления покупки или услуги, ему необходимо немедленно обратиться с устной претензией к должностному лицу предприятия торговли или обслуживания.

Если же все было в порядке на этом этапе, но дома вскрылись отрицательные качества товара или услуги, то потребителю необходимо предъявить претензии магазину, мастерской (продавцу, исполнителю).

В случае отказа необходимо написать претензионное письмо, изложить суть, указать факт отказа.

Второй путь - обращение потребителя в одну из зарегистрированных общественных организаций потребителей. Общественные организации потребителей имеют право: проводить проверку качества и безопасности товаров (работ, услуг); проверять соблюдение прав потребителей и правил обслуживания; участвовать в контроле за применением регулируемых цен; вносить в прокуратуру и другие органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении прав потребителей; предъявлять иски в суд в интересах потребителей и т.д.

Третий путь - обращение потребителя за защитой к специальным государственным органам. В случае, когда потребитель сам не может разрешить конфликтную ситуацию, его государство защищает.

Пройти тест и узнать, насколько вы владеете знаниями по правам потребителей, можно по ссылке: https://www.rateshops.ru/tests/test-na-znanie-zakona-ozpp

потр  потребитель