Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Готовы ли вы к построению семейных отношений?

картГотовы ли вы к построению семейных отношений?

Современные условия развития общества определяют новое видение роли подготовки к семейной жизни подростков, в решении их профессиональных, социальных, экономических и личностных проблем, так как подготовка к семейной жизни - система, выполняющая адаптивную и воспитательную функции между социумом и человеком. Подготовка к предстоящей семейной жизни всегда была одной из главных задач, не менее важной, нежели подготовка к труду. Но эта проблема не стояла так остро, как сейчас. Поэтому роль образовательных учреждений и семьи в подготовке подростков к семейной жизни в современных условиях приобретает особую значимость.

Медико-педагогические исследования показывают, что юноши и девушки невежественны в элементарных вопросах, решение которых первостепенно для семьи. У юношества и молодежи порой не сформированы представления о физиологии не только противоположного, но и собственного пола. Очень поверхностными являются знания из области психологии семейных взаимоотношений, о деторождении и уходе за младенцами.

Одной из важнейших функций семьи является репродуктивная функция. Неизбежное следствие безграмотности в области репродуктивного здоровья - увеличение количества случайных и нежелательных беременностей среди несовершеннолетних (более всего внебрачных рождений приходится на возраст 15-19 лет), которые часто влекут за собой серьезные человеческие трагедии.

Всех этих многочисленных проблем можно избежать, если постепенно и целенаправленно готовить молодежь к предстоящей семейной жизни. В процессе этой подготовки, являющейся важнейшей задачей не только родительских семей, но и всех образовательных учреждений, должны сформироваться максимально реальные представления о семейной жизни. Подобная работа не должна отталкивать молодежь от создания собственных семей.

С целью изучения уровня готовности к семейной жизни подростков, было проведено анкетирование, по результатам которого был осуществлен качественный и количественный анализ полученных данных.

Анкетирование проводилось в индивидуальном порядке, инструкция предусматривала, что ответы на вопросы будут даваться искренне. В анкетировании приняло участие 25 респондентов. Соотношение представителей обоих полов представлено 7 девушками (28%) и 18 юношами (72%). Показательным является взгляд юношей и девушек на понимание необходимости реализации семьей социальных функций. Большая осознанность при этом проявляется у девушек, так как предстоящая семейная жизнь связывается у них не только с обретением социального статуса, но и вытекающих из этого обязательств. По мнению девушек именно это и характеризует высокий уровень готовности к семейной жизни. Наиболее важными из них является деторождение, ответственность за воспитание подрастающего поколения, его социализацию.

Положительным при анализе мнения юношей можно назвать их отношение к собственному социальному статусу и материальному положению. Они должны быть сформированы именно у юношей, поскольку в нашем обществе распространена социальная установка на доминирующую роль мужчин в материальном обеспечении семьи. Данная позиция свойственна всем юношам данной выборки.

Психологическая готовность отмечается как юношами, так и девушками. Однако, она имеет разные основания, по мнению юношей это больше связано принятием на себя ответственности. У девушек же психологическая готовность связана с принятием решения о выборе постоянного партнера, созданием с ним семьи.

Что касается возрастного критерия, он значим в основном для юношей. Опрошенные юноши подчеркивают значимость независимости от родителей, как психологической, так и материальной. Исходя из этого, юноши считают, что готовность к вступлению в брак, то есть к официальной регистрации брачных отношений, формируется гораздо позже, чем готовность к гражданскому сожительству. Эту позицию разделяют 30% девушек. Готовность к вступлению в брак - это высшая степень ответственности, по мнению юношей, но в отличие от них девушки выделяют и духовный компонент готовности к семейной жизни. Под ним они понимают отказ от привычного образа жизни, от многих индивидуальных проявлений.

Из данного анкетирования видно, что позиции юношей и девушек на проблему готовности к семейной жизни различны.

Узнать, насколько вы готовы к семейной жизни, можно пройдя тест (смотреть)

Социальный педагог Н.А. Финюшина

карт2