"Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум"

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Авторизация

Ориентация «Педагогическое проектирование: реальность и перспективы»

ГЛОриентация «Педагогическое проектирование: реальность и перспективы»

14.09.2017 года в техникуме прошел первый тематический педсовет, у которого уже по традиции на повестке определение задач и направлений работы на новый учебный год.

Установочный педсовет берет на себя слож­нейшую миссию: создать условия для переоценки педагогических ценностей, попытаться изменить мнения, взгляды, суждения и пред­ставления педагога о своем профессиональном предназна­чении, пробудить желание научиться учить и воспитывать по-новому.

 

Сегодня профессиональные образовательные учреждения получили достаточно самостоятельности в выборе собственных ориентиров и целевых установок. Сама жизнь подвела их к необходимости выработать самостоятельно, без указки «сверху», свои собственные позиции, ориентиры и направления. Как говорит В.А. Караковский «менять педагогические ориентиры - это самое трудное и са­мое необходимое из того, что приходится делать сегодня».

А менять надо! Существенные изменения стратегии и тактики образования, нормативно-правовой базы, содержания и принципов обучения требуют совершенствования организации управления образовательным учреждением. В связи с этим актуализируются вопросы конкретного технологического содержания управленческих механизмов, направленных на повышение подготовки квалифицированных специалистов. Методическая служба техникума вышла на педагогический совет с инициативой переоценить ценности системы управления в техникуме, ориентированной прежде всего на обеспечение конкурентоспособности техникума, которая определяется соответствием выпускников запросам регионального рынка труда и рынка образовательных услуг. По мнению ведущих педсовета, основой совершенствования системы управления техникумом станет проектная деятельность, направленная на формирование статуса техникума, в том числе на оптимизацию образовательного процесса и внедрение актуальных технологий профессиональной подготовки студентов.

Ценность педагогического проектирования заключается в том, что оно позволяет решать реальные педагогические проблемы и требует от педагога рефлексивного мышления. Исходя из этого была вынесена на обсуждение педагогического коллектива актуальная на сегодняшний день тема «Проектная деятельность как основа управления инновационным развитием техникума».

6 Григорьева Ирина Александровна, заместитель директора по НМР, расставила  приоритеты современной технологии управления техникумом, которая ляжет в основу работы педагогического коллектива на 2017-2020 годы.  

По своей сути технология проектирования в техникуме – это механизм планирования и осуществления изменения реальности, при котором следует не только продумать образ будущего, но и разработать систему реализации своих идей, определить этапы,   механизмы реализации, индикаторы оценки. Наиболее оптимальной для коллектива техникума станет матричная структура в реализации проектов, при которой педагогические работники, выполняя свои должностные обязанности, параллельно участвуют и руководят различными   видами проектов.

1 Ключевым станет принцип поиска точек роста -  выяснение проблемного поля, где четко проявляются точки кристаллизации - идеи для будущих проектов. Проекты различной направленности, разработанные педагогами и студентами техникума, обеспечат развитие всех сфер деятельности комплекса: от социальных до образовательных. За основу деятельности рабочих проектных групп будут взяты четыре направления: техникум высокой результативности, техникум высокой эффективности; техникум большого интереса и техникум больших возможностей. В результате проектной деятельности рабочих групп будет разработано конкретное содержание   данных векторов развития, определены новые точки роста обновленного техникума. При этом каждое стратегическое направление и система более мелких «дорог» будут иметь свои точки кристаллизации идей: службы, лаборатории, центры и др.

2

Такой механизм управления представляет собой последовательность реализации следующих взаимосвязанных этапов: подготовительный этап, этап стратегирования, запуск проектной деятельности, управление реализацией проектов.

Проекты лягут в основу программы развития техникума на 2017-2020 годы для стратегирования и проектирования единой развивающей образовательной среды техникума    .

Таким образом,   внедрение проектных технологий  в образовательную практику техникума обеспечит  формирование системы инновационно-проектного менеджмента, которая является основой для новой, соответствующей реалиям времени технологии управления развитием техникума.

Ирина Александровна напомнила собравшимся о первом и успешном опыте проектирования: разработка проекта «Виртуальный музей как средство овладения проектно-исследовательскими технологиями», организация индивидуального проектирования в техникуме, актуализация музея истории техникума и его виртуального прототипа, овладение технологией музейной педагогики.

3 Этому событию предшествовала большая подготовительная работа. Прежде всего необходима была смена профессионального мышления педагогов, переориентация их от репродуктивного (традиционного) типа деятельности к продуктивному (инновационному). Однако ориентация педагогов на проектную деятельность невозможна без их позитивного к ней отношения. Представленные методистом Горлановой Натальей Анатольевной результаты анкетирования об анализе положения проектной деятельности в образовательной практике педагогического коллектива техникума показали, что практически всем педагогам интересен этот вид деятельности.

7Нетрадиционный формат педсовета задал тон всему мероприятию. Продуктивная игра-проект, основанная на принципе вариативности, с использованием стратегии активного обучения, с обсуждением проблем, которые действительно волнуют педагогический коллектив, поощряла  вопросы и свободное общение участников педсовета, обмен опытом с коллегами. По результатам работы проектных рабочих групп были представлены на аукцион педагогических идей три полноправных проекта по решению практических проблем, реальных для техникума: проект «Сетевик» по взаимодействию с работодателями, проект «Профиль», отрабатыващий профильную подготовку учащихся, проект «Дуплет» по созданию модели дуального обучения.

4Критерием эффективности проектов стала их покупная способность. Согласно установке методиста Хромовой Аллы Владимировны, после презентации проекта товар должны захотеть купить. Соответственно, выступающие его должны суметь продать.

В управлении образовательным процессом и разработке стратегии развития долгосрочный период в КГБ ПОУ  «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум» по итогам педагогического совета планируется использование системы проектов и программ, что позволит значительно повысить гибкость управления и даст возможность создать творческую атмосферу в педагогическом коллективе. Управление с использованием проектов и программ основано на том, что они являются частью общей управленческо-организационной структуры техникума. Проектная деятельность организована на уровнях тактического и стратегического управления техникума, акцентируя внимание на предметном содержании и инновационных способах реализации проектов.

Решение педагогического совета:

1. Считать проектную деятельность основным методом управления техникумом.

2. Начать разработку программы развития техникума на 2017-2020 годы. Ответственный: заместитель директора по НМР. Сроки: до 1 января 2018 года.

3. Создать стратегическую команду по разработке и реализации проектов. Ответственный: заместитель директора по НМР. Сроки: срок до 15 октября.

4. Совершенствовать профессиональные умения педагогов по организации проектной деятельности через различные формы методической работы. Ответственные: методисты. Сроки: в течение года.