"Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум"

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Авторизация

Отчёт о библиотечной работе

Отчёт о библиотечной работе работе и анализ учебно-воспитательной работы

библиотечно-информационного центра

Библиотечно-информационный центр (далее - БИЦ) техникума является основным подразделением, обеспечивающим учебный процесс учебными и учебно-методическими материалами. В 2014-2015 учебном году БИЦ техникума осуществляла свою деятельность в соответствии с основными целями и задачами по информационно-библиографической поддержке всех образовательных целей, повышению качества и расширению ассортимента предоставляемых услуг.

Основные функции библиотечно-информационного центра: образовательная, информационная, культурная.

  • !!!ПРИМЕЧАНИЕ:

На сайте техникума имеется раздел «Библиотека», который содержит информацию о материально – техническом обеспечении БИЦ, новых поступлениях учебной литературы и проходящих на базе библиотечного центра образовательно-культурных мероприятий, а также в подразделе «Документы» - Положение о БИЦ, Приказ о Порядке учета документов, входящих в состав библиотечного фонда, Положение о библиотечном фонде, Положение о дополнительных платных услугах + прейскурант, План работы библиотечно-информационного центра на 2014-2015 (в таблице о воспитательной работе указано, какие мероприятия были намечены к проведению, и какие выполнены).

1. Материально-техническая база БИЦ:

Техническое оснащение БИЦ: компьютер -2; принтер+сканер+ксерокс-1; принтер -1; сканер – 1; телевизор – 1; видеомагнитофон – 1; ноутбук - 5.

. Обслуживание пользователей осуществляется в БИЦ (общая площадь 92,6 кв.м). Абонемент+читальный зал (совмещены) – 46,6 кв.м.; книгохранилище – 46 кв.м. Режим работы БИЦ: с 8.30 до 17.30 часов ежедневно, кроме выходных и праздничных дней.

Читальный зал имеет 20 посадочных мест. Его функциональной задачей является обеспечение учебного процесса разного рода учебной и дополнительной (вспомогательной) информацией на основе широкого предложения учебной литературы и периодики. В читальном зале имеются выставочные стеллажи с рекомендуемой литературой; оформлены книжные выставки; стенды с информацией для пользователей.

2. Формирование фонда БИЦ:

Формирование фонда БИЦ происходит в соответствии с информационными потребностями пользователей.

Качество книжного фонда зависит также и от степени устареваемости. Направленно в течение всего учебного года велась работа по изучению состава фонда, списанию и очищению фонда от ветхой, непрофильной, морально устаревшей и дефектной литературы. Одним из главных направлений работы БИЦ стало в связи с этим формирование библиотечных фондов, необходимых для учебного процесса. В соответствии с Федеральным перечнем учебников сформирован заказ на 2015-2016 учебный год.

Книжный фонд постоянно обновляется. Его формирование происходит в соответствии с нормами обеспеченности учебной литературой. В 2014-2015 году фонд БИЦ пополнился на 1027 экз. новых учебников (997 в 2014 году + 30 в 2015 году). Была проведена их техническая обработка и учёт в суммарной книге и инвентарной книге.

Фонд БИЦ представлен учебной, учебно-методической, справочной и художественной литературой. В БИЦ имеется электронный перечень всей литературы. Основная учебная литература, рекомендуемая в учебных программах в качестве обязательной, приобретённая за последние 5 лет, имеет рецензию (ФГУ «ФИРО» и ФГАУ «ФИРО») и гриф Министерства образования и науки РФ.

Имеется фонд дополнительной литературы, необходимый для организации учебно-воспитательного процесса, а также представляющие интерес для организации досуга читателей. Фонд состоит из профильных периодических изданий, а также общественно-политического и научно-популярного назначения. Подписка на периодическую печать в 2014-2015 году году была произведена в количестве более 20 наименований: «Классный водитель: всё о БДД и совершенствовании водительского мастерства», «Сварщик в России», «Автомир», «Бухгалтерская газета», «Математика. Всё для учителя», «Маруся» (для общежития), «Химия. Всё для учителя», «Автомобиль и сервис (АБС-авто)», «Физика. Всё для учителя.», «Стандарты и мониторинг в образовании», «Питание и общество», «Преподавание истории в школе», «Вы и ваш компьютер», «ЭКО», «Газета «Информатика. Первое сентября».», «Справочник заместителя директора школы», «Дерево: ru», «ОБЖ. Всё для учителя», «Методист», «Сварщик и диагностика»,«Современный урок», «Техника-молодёжи», «Смекалка», «ЧИП», «Советник бухгалтера» на сумму 35000,00 рублей. В 2015 году с 01.2015 года оформлена подписка на периодические издания на сумму более 40 тысяч рублей. Периодические издания пользуются большим спросом читателей.

Количество пользователей БИЦ по состоянию на 01.06.2015г. составляет более 400 чел, из них: 35 человек - преподаватели, мастера производственного обучения, руководящие и другие работники.

Количество посещений в день (в среднем): 28

Количество книговыдач в день (в среднем): 50.

Обращаемость составила в текущем учебном году 0,9 (ниже, чем в прошлом году - 1,2; норма – 1).

Основными читателями БИЦ являются обучающиеся и педагоги: регулярно обращаются в БИЦ за материалом для подготовки рефератов, курсовых и дипломных работ, для подготовки к учебным занятиям, пользуются информационными ресурсами; для проведения классных часов и воспитательных мероприятий различной тематики. В БИЦ техникума имеется Wi-Fi для беспроводных сетей, что позволяет студентам самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации в электронном виде. В связи с расширением информационных услуг БИЦ, обучающиеся и педагоги смогли использовать ресурсы сети Интернет для подготовки рефератов и докладов к урокам, пользоваться услугами множительно- копировальной техники, работать с медиатекой.

4. Воспитательная работа библиотечно-информационного центра

Цель:Создание условий, способствующих развитию свободной творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию на основе индивидуального подхода, организации коллективно-творческой деятельности (КТД) во внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы техникума. Вся воспитательная работа библиотеки проходит в сотрудничестве кураторов и мастеров производственного обучения.

Задачи:

  1. Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
  2. Создание новой эффективной инновационной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у граждан верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству.

БИЦ техникума работает по плану, частью которого является методическая и воспитательная работа. При проведении мероприятий для реализации учебно-воспитательных задач основной выступает расширение знаний учащихся об изучаемых предметах через проведение массовых мероприятий. Культурно-просветительская работа БИЦ ведётся по направлениям: духовно-нравственное, эстетическое, воспитание гражданственности и патриотизма, правовое, пропаганда здорового образа жизни, охрана окружающей среды (экологическое воспитание), профориентационное, просветительское воспитание; литературно-историческое, толерантное просвещение обучающихся.

С этой целью используются различные методы и формы работы, как традиционные (тематические книжные и библиографические обзоры литературы для обучающихся по специальностям и профессиям, литературные викторины, беседы, устные журналы, оформляются «Информационные бюллетени», стенды и книжные выставки (книжной выставкой сопровождается каждое знаменательное и памятное событие, мероприятие, проводимое в техникуме), выставки новых поступлений литературы; интеллектуальные игры, конкурсы чтецов, библиотечные уроки); так и нетрадиционные, когда мероприятия проводятся с применением интерактивных технологий (музыкальное и аудио-сопровождение, демонстрация презентаций, видеороликов, видеофильмов и др.)

Книжные выставки признаны одной из наиболее популярных и действенных форм пропаганды литературы в библиотеке. Выставки имеют различное целевое назначение: информирование о новых поступлениях, рекомендация литературы и периодики по отраслевому или проблемно-тематическому принципу. В целях расширения кругозора учащихся и информирования о книге в библиотеке организована выставочная зона, где постоянно обновляется информация о наиболее важных и значительных событиях истории России и её сегодняшнем дне.

За 2014-2015 учебный год в БИЦ:

  1. 1.Оформлены книжные выставки и «Информационные бюллетени»:

*  «По страницам журналов» и «За страницами твоего учебника» (постоянно действующие обновляющиеся выставки);

*  «Мой Хабаровский край» (разделы выставки: История открытия края; Писатели о Хабаровском крае и г. Николаевске-на-Амуре; Книги писателей-дальневосточников; Альбомы о ДВ и Хабаровском крае);

*  «Известные люди в истории нашего края» (представлены материалы периодической печати и книги о первооткрывателях и об известных деятелях Хабаровского края и Дальнего Востока: о Г. И. Невельском, И. Ю. Москвитине, Н.Н. Муравьёве - Амурском, Я.В. Дьяченко, П.В. Казакевич, Н.И. Гродекове, Е. П. Хабарове);

*  Информационный бюллетень «Поэт-герой» (к знаменательной дате – дню рождения Э. Асадова);

*  Информационный бюллетень: «История Конституции. Конституции различных исторических эпох»;

*  «Великие люди России» (представлены материалы периодической печати и книги о Г.И. Невельском, о Е.П. Хабарове);

*  «Из пламени и света рождённое слово» (к знаменательной дате – к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова);

*  «В единстве наша сила» (ко Дню народного единства 4 ноября);

*  «Славлю имя твое - МАТЬ» (представлены материалы периодической печати: иллюстрации, пословицы и поговорки о матери на стендах, обзор материалов о женщинах-матерях: о В. Терешковой и М. Попович);

*  «Права человека и гражданина»;

*  «Главный закон нашей страны» (к Дню Конституции РФ);

*  «Закон обо мне, мне о законе» (к 10 декабря - Дню прав человека);

*  «Терроризм-это зло» (ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом);

*  «900 дней-900 ночей: блокада Ленинграда»;

*  «Дни воинской славы России»;

*  «Великие женщины России»;

*  «Человек покоряет космос»;

*  «Война. Победа. Память» (разделы: «Города-герои», «Мой край не обошла война», «Великие битвы Великой Отечественной», «Книги о войне нам память оставляют»

*  Информационный стенд: «Жизнь во имя жизни»;

*  Информационный стенд: «Великая Отечественная война в фотодокументах»;

*  Информационный стенд: «Подвиг ваш не забыт…Дети-героиОтечественной войны»

*  Информационный стенд: «Молодогвардейцы» (ко Дню Памяти и скорби 22 июня)

  1. 2.Проведены викторины:

*  «Книжная викторина» (об истории книг, библиотек и русских знаменитых писателях);

*  общетехникумовская викторина к Всемирному Дню авиации и космонавтики 12 апреля. Цели: создание условий для формирования у обучающихся мотивации к познавательной деятельности; реализация информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе техникума; развитие интереса к достижениям и открытиям выдающихся людей, к космосу.

*  Викторина «Великая Отечественная война»;

*  Историческая викторина «Россия – Родина моя» (ко Дню России 12 июня)

  1. 3.Подготовлены и продемонстрированы презентации:

«900 дней мужества»;

«Дневник Тани Савичевой»;

«Блокада Ленинграда»;

«История возникновения праздника «Татьянин день»;

«Жизнь и творчество Б. Пастернака»;

«Вооружённые силы РФ»;

«Жизнь и творчество Бориса Пастернака»

                                                                 и ряд других.

4. Проведены библиотечные уроки:

1. Цикл тематических библиотечных уроков-пятнадцатиминуток (на большой перемене) с применением интерактивных технологий (демонстрация презентаций) профориентационной, просветительской направленности:

*  о профессиях: «Поговорим о профессии электрика», «Поговорим о профессии сварщика», «Поговорим о профессии автомеханика». Цель: формирование интереса к выбранной профессии, специальности

*  о книге: «Словари. Энциклопедии. Справочники.», «Строение книги», «Древнейшие библиотеки мира», «История создания библиотек», «Рукописные книги»; «День славянской письменности и культуры». Цель: формирование информационной культуры; развитие познавательной активности;

*  о здоровом образе жизни: «О вреде наркотиков», «Позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека», «Об алкоголе»;Цель: пропаганда здорового образа жизни, выработка стремления к здоровому образу жизни, научить ценить и сохранять собственное здоровье;

*  Конкурсно-познавательный библиотечный урок «Тайна имени» (ко Дню студентов). Цель:развитие познавательной активности, любознательности; познакомить с традициями празднования Татьяниного дня, историей праздника; познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени; научить самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации;

По проведённому мероприятию выполнена методическая разработка «Тайна имени».

  1. 2.Беседа-урок «Чтобы вовек твоя свеча во мне горела…» ( о жизни и творчестве Б. Пастернака); цель урока - формирование и воспитание художественного и эстетического вкуса; знакомство с литературным наследием писателя и особенностями его творчества.
  2. 3.Конкурсно-познавательный библиотечный урок «Отечеством своим горжусь» (ко Дню России); Цель: воспитание чувства уважения, патриотизма  любви и преданности Отчизне

5. Проведены беседы: с применением интерактивных технологий (демонстрация презентаций и ведеороликов):

*    «Жизнь и деятельность поэта Э. Асадова». Цель: расширить знания обучающихся о поэте, раскрыть особенности его творчества; развитие познавательной активности;

*    «Война. Блокада»; цель данного мероприятия – дать представление о событиях Великой Отечественной войны, развитие эмоционального восприятия событий военного времени.

*    «В лабиринте прав». Цель: формирование правового сознания;

*    «Правила поведения в общественных местах». Цель: формирование культуры поведения;

«Вся семья вместе – и душа на месте». Цель: показать обучающимся ценность семьи; дать определение понятий «семья», «семейные ценности»; формирование осознания значимости семьи как основы общества; привитие обучающимся нравственных норм цивилизованного общества; воспитание бережного отношения к своей семье.

ü

6. Информационные часы:

*«Держава Армией крепка

     7. Игры литературные:

*  «Права и обязанности человека и гражданина» (ко Дню Конституции РФ - с применением интерактивной игровой технологии);

8. Литературный вечер «И помнит мир спасённый…»(включал в себя литературно-поэтическую композицию «Войны священные страницы» и «Конкурс чтецов» стихов на военную тему. Цель - раскрытие перед обучающимисяя событий военного времени, развитие эмоционального восприятия тех событий через образы детей, раскрытые в стихах; воспитание чувства уважения, патриотизма  любви и преданности Отчизне, готовности её защитить; формирование сознания активного гражданина.

По проведённому вечеру выполнена методическая разработка «И помнит мир спасённый…», опубликованная на сайте Инфоурок в сети Интернет.

9. Книжные и библиографические обзоры:

*  тематический обзор книг о войне;

*  Библиографический обзор книг «Писатели-лауреаты литературных премий 2014 года «Виртуальный вернисаж»;

*  Обзор учебной литературы по праву «Права человека и гражданина»;

*  Обзор учебной литературы по специальности «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования гражданских и промышленных зданий».

         10. Создание и оформление буклетов-путеводителей к знаменательным и памятным датам:

*  «Исторический экскурс: День защитников Отечества» (23 февраля);

*  «Блокада Ленинграда»;

*  Сталинградская битва»;

*  «Города-герои», «Хатынь».

         11. Составлены рекомендательные списки литературы:

*  «О прошлом для будущего»

*  «Война и молодость»

*  «Литература о Великой Отечественной войне в гражданском становлении личности» и др.;

  1. Библиографический список сценариев о Великой Отечественной войне;
  2. Краткая поэтическая летопись важнейших событий Великой Отечественной войны 1941–1943 «Сохраняя память сердца»

Вывод:

Все мероприятия, проводимые БИЦ техникума, были нацелены на литературное, историческое просвещение обучающихся, содействующее патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому, профориентационному, просветительскому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения. В течение учебного года велась справочная и информационная работа, оказывалась методическая помощь в написании докладов, рефератов; осуществлялся подбор литературы и материалов сети Интернет для мастеров производственного обучения и преподавателей к проведению профессиональных конкурсов обучающихся. Постоянно проводилась работа по подборке стихов к праздничным датам: дню Учителя, Новому году, Дню Победы и т.д. по требованию пользователей библиотеки.

  1. 12.Взаимодействие с другими организациями.

БИЦ техникума тесно сотрудничает с казённым муниципальным межпоселенческим учреждением «Николаевская районная библиотека». По совместному плану с библиографическо-правовым отделом библиотеки в целяхинформирования обучающихся обизбирательных правах, повышенияуровня правовой культуры, разъяснение ихправи гражданского долга, проведены:

  1. Беседа + викторина:

*  «Что нужно знать о выборах гражданину России»;

  1. Викторина:

*  «В лабиринте прав» (ко Дню Конституции).

Общие выводы:

  1. Библиотечно-информационный центр играет большую роль в учебно-воспитательном процессе для достижении целей образования и задач техникума. Образовательной частью работы БИЦ является планомерное (в сотрудничестве с педагогами) обучение обучающихся навыкам работы с информацией.
  2. Личностно-ориентированный подход предполагает наличие фонда художественной, методической и учебной литературы для развития всех пользователей БИЦ. Но качественный состав основного фонда не совсем соответствует современным требованиям учебно-воспитательного процесса. Недостаточно современной познавательной литературы, научно-популярной литературы по здоровому образу жизни и выбору профессии.
  3. Учебный фонд комплектуется согласно программам по Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе техникума.

Анализируя работу, можно сказать, что в работе применяются разнообразные формы работы с пользователями БИЦ, повысился интерес пользователей к возможностям быстрого поиска информации, как в библиотеке, так и в Интернете.

Задачи БИЦ на следующий учебный год:

  1.    Активизировать читательскую активность: возобновить работу «Литературной гостиной»;
  2. Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей, оказывать всестороннюю помощь педагогическому коллективу в формировании духовной и творческой личности учащихся;
  3. Принять активное участие в освещении праздничных и юбилейных дат в проведении различного рода мероприятий: продолжить формирование правовой культуры обучающихся, гражданственности, патриотизма, расширение читательского интереса к истории России и родного края;
  4. Среди главных задач на будущий учебный год остаётся по-прежнему всесторонняя поддержка учебного процесса, обеспечение учащихся необходимой учебной литературой и пособиями.

ОТЧЁТ

о выполненной библиотечной работе

библиотечно-информационного центра КГБОУ СПО НПГТ

за 2014-2015 учебный год

№№

п/п

Наименование работы Отметка о выполнении

Проверка библиотечного фонда:

отбор ветхой, испорченной, морально устаревшей и утерянной читателями литературы

В течение года
Приём и выдача литературы обучающимся, преподавателям, мастерам п/о и др. сотрудникам техникума постоянно

Ознакомление обучающихся с минимумом библиотечно-библиографических знаний (библиотечные уроки по темам)

по плану воспитательной работы
Проведение экскурсий в библиотеке для 1 курса сентябрь

Работа с «Прайс – листами», «Федеральными перечнями учебников и учебных пособий», с тематическими планами издательств, «Перечнем учебников и учебных пособий», рекомендованных Минобрнауки РФ и ИРПО

сентябрь
Выборка из «Федеральных перечней учебников и учебных пособий» учебной и методической литературы для предварительного заказа в издательстве «Академия»

сентябрь

Выборка из «Федеральных перечней учебников и учебных пособий» учебной и методической литературы для предварительного заказа в издательстве «Горная книга» октябрь-ноябрь
Организационная работа с издательством «Академия»   (предварительный заказ учебников для корректировки наличия их, цены на каждый учебник, созванивание с менеджерами по возникающим вопросам в ходе работы, переписка по электронной почте и т.д.) сентябрь-октябрь
Организационная работа с издательством «Академия» и (предварительный заказ учебников для корректировки наличия их, цены на каждый учебник, созванивание с менеджерами по возникающим вопросам в ходе работы, переписка по электронной почте и т.д.) Октябрь-ноябрь
Заказ учебной литературы в издательстве «Академия» октябрь
Приём, обработка поступившей литературы издательства «Академия» декабрь
Заказ учебной литературы в издательстве «Горная книга» ноябрь
Поиск учебной литературы по сайтам в сети Интернет по новым специальностям октябрь
Оформление электронных версий (на DVD) по новым специальностям ноябрь
  1. 15.

Поиск информационных ресурсов сети Интернет для пополнения библиотечного фонда (публикации, презентации, материалы по предметам и т.д.):

постоянно
  1. 16.
Оформление подписки на периодическую печать, контроль доставки (с учетом финансирования) октябрь
  1. 17.
составление актов на списание ветхой, устаревшей, утерянной читателями литературы В течение года
  1. 18.
Разработка информационных материалов, посвященных знаменательным и юбилейным датам; оформление «Информационного бюллетеня» По плану воспитательной работы
  1. 19.
Оформление книжных выставок По плану воспитательной работы
  1. 20.
Мероприятия по пропаганде книги, литературы:
  1. Разработка тематических выставок, посвященных знаменательным датам и событиям;
  2. Оформление выставок новых поступлений;
  3. 3.Проведение книжных   обзоров
  4. 4.Массовая работа
По плану воспитательной работы
  1. 21.
Подготовка и выдача комплектов учебной литературы преподавателям По требованию
  1. 22.

Подготовка и размещение информации в файлообменник   для преподавателей и мастеров п/о

По мере необходимости в учебном процессе
  1. 23.
Подбор различного вида материала для обучающихся, преподавателей и мастеров п/о (литература, э/презентации, стихи)

По требованию пользователей,

постоянно

  1. 24.

Оказание консультационной помощи обучающимся, преподавателям и мастерам п/о в получении справочно-библиографической информации из БИЦ;

-подбор литературы для подготовки докладов, рефератов, курсовых квалификационных работ

По требованию пользователей,

постоянно

  1. 25.
Ксерокопирование, сканирование, распечатка, корректировка учебного материала обучающимся; прошивка и ламинирование дипломных работ и проектов По требованию пользователей
  1. 26.
Ксерокопирование, сканирование, распечатка документов преподавателям и мастерам п/о; По требованию пользователей
  1. 27.

Работа с обучающимися заочного отделения (по всем специальностям):

- приём и выдача литературы;

- ксерокопирование, сканирование, распечатка, корректировка учебного материала;

-консультативная помощь по различным возникающим вопросам;

-подбор материала для написания рефератов, курсовых, докладов;

- прошивка и ламинирование дипломных работ и проектов

Постоянно по требованию пользователей, а также в период обучения и сдачи сессий
  1. 28.

Работа по сохранности фонда:

постоянно
  1. 29.
Подготовка материала для размещения сведений о новых поступлениях литературы (на сайте техникума) в разделе «Новые поступления литературы постоянно
  1. 30.

Подготовлена предварительная заявка «Потребность в учебных изданиях КГБОУ СПО НПГТ на 2015 учебный год

по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих»

ноябрь
  1. 31.

Подготовлена   предварительная заявка «Потребность в   учебных изданиях КГБОУ СПО НПГТ на 2015 учебный год

по программам подготовки специалистов среднего звена»

ноябрь
  1. 32.
Подготовка материала для размещения сведений о проведённых мероприятиях (на сайте техникума) в разделе «Библиотека», подраздел «Массовая работа» Материал размещается с января 2015 года с момента создания раздела
  1. 33.
Списание ветхой, устаревшей по содержанию и дефектной литературы Работа проводилась в течение года, завершена оформлением актов на списание

Заведующий библиотекой                                                                                     М.В. Милевская

Библиотекарь                                                                                                          М.А. Кобызова